Костёл Воздвижения Святого Креста является архитектурным памятником в стиле виленского барокко в Лиде. Осуществлялось множество попыток основать святыню для католиков в Лиде начиная с конца XIVв. Однако большинство попыток оказывались неудачными.
Ещё в далёком 1366г., францисканские монахи прибыли город, являющийся в то время языческо-православным городом, намереваясь основать здесь католический храм. В связи с непрерывным противостоянием православной и католической церкви в то время, очевидно, что прибывшие в город миссионеры были убиты. Спустя некоторое время сюда прибыли францисканцы, преследующие идеи тех самых миссионеров, чтобы осуществить их цель. Миссионеры-францисканцы привезли в Лиду образ Матери Божьей, ставшей в дальнейшем Лидской.
Однако их попытки основать костёл также не принесли плодов. И все же в 1388г. Ягайло всё-таки даёт разрешение построить святыню в городе. Но и этот храм просуществовал долго не продержался, так как его сожгли крестоносцы.
Ещё один католический храм был сооружен в Лиде спустя восемь лет, и вновь был закрыт из-за отсутствия достаточного количества прихожан. А во второй половине XVIIв., костёл и вовсе сгорел из-за нашествия войск И. Хованского в рамках русско-польского противостояния.
Костёл такой, каким мы его знаем сейчас, появился на свет в 1770г. Костёл был отстроен епископом Фомой (Томашем) Зенкевичем. Бюджет на воздвижение храма был получен из пожертвования виленского епископа Михаила Зенковича. Разработчиком проекта сооружения являлся зодчий Иоганн Кристоф Глаубиц. Именно он считается родоначальником такого стиля архитектуры как «виленское барокко». При этом инициатору и архитектору костёла не удалось лицезреть воплощение своей работы в реальности, они покинули этот свет ещё до окончания возведения костёла.
Сейчас сооружение представляет собой трехнефную базилику с прямоугольной алтарной частью. Изначально здание имело две башни, однако они были утрачены в следствие пожара 1821г. Фасад храма имеет два яруса и необычный фигурный фронтон. Внутри костёл декорирован фресками. Алтари возведены из искусственно созданного мрамора, а скульптуры выполнены лепкой в стиле рококо. В костёле по сей день хранится образ Богоматери с младенцем, привезённый в город миссионерами-францисканцами ещё в XIVв и считается наиболее ценной святыней в костёле. Также интересным является тот факт, что после окончательного возведения костёл никогда не переводился в православную церковь и не закрывался. Такая многовековая история этого сооружения представляет огромный интерес для верующих католиков. Кроме того, костёл интересен с точки зрения архитектуры, поэтому его следует увидеть всем путешествующим по Беларуси.
Источники: