Костёл францисканцев в деревне Гриневичи (Великая Лапеница).
Деревня Великая Лапеница расположена на границе Волковысского района. Данная деревня пренадлежала роду Огинских, и самым известным владельцом был Ян Огинский. Почти всю свою жизнь жизни Ян участвовал в военных походах и многочисленных сражениях, в том числе в исторической битве с турками под Веной в 1683 году.
В честь победы в этой битве и в благодарность за благополучное возвращение домой владелец имения пожертвовал 10 тысяч злотых на строительство в Великой Лапенице каменного костела и монастыря францисканцев. Правда, еще до начала строительства Ян Огинский умер. А его намерения осуществил наследник, сын Григорий, к которому перешли обе Лапеницы, Великая и Малая. В 1690 году начались работы. Из-за большого количества войн на волковысской земле, строительство костела растянулось на долгие годы (а именно 102 года). И аж в 1792 году костел и монастырь были достроены. Жизнь монастыря оказалась недолгой. За то, что монахи-францисканцы поддержали дворянское восстание 1831 года, Николай І приказал закрыть Велико-Лапеницкую обитель. Костел был передан православной церкви, а на его перестройку, в соответствии с традициями православного храма, было выделено больше 3 тысяч рублей серебром. Для укрепления православной веры Александр III подарил новой церкви тысячепудовый колокол. Говорят, что его звон был слышен даже в Волковыске.
В 1919 году, когда Западная Беларусь вошла в состав Польши, церковь вновь передали католикам. Храм снова ненадолго стал костелом. Ненадолго, потому что уже через 20 лет произошло воссоединение Восточной и Западной Беларуси — и костел вновь был передан православным. То церковью, то костелом храм просуществовал почти 170 лет, пока в 60-е годы его не постигла судьба многих культовых сооружений. Храм был сначала закрыт, а в 1982 году частично разрушен и перестроен под гараж для сельхозтехники.
Говорят, что изначально костел имел две башни, которые были разобраны, когда храм перестраивали под церковь. По фотографиям, сделанным в 1933 году, можно судить, каким был храм до того, как его превратили в хозпостройку. Даже после переделки он поражает красотой и стилем. О монастыре же известно, что это было простое, скромное здание прямоугольной формы, с двумя деревянными пристройками, в одной из которых находилась приходская школа.
От имения Огинских остались только многовековые тополя — свидетели былого величия. Григорий Огинский умер в Люблине, но по его завещанию похоронен был на родине, в склепе под монастырем. После его смерти имение перешло к его соратнику, с которым он вместе воевал против Сапегов, Андрею Кришпину, а затем к Булгариным. После отмены крепостного права владельцем имения был генерал в отставке Юзефович и его наследники.
В 1886 году тут проживало 475 человек, была церковь, синагога, еврейский молитвенный дом, баня, две лавки, кузница, водяная мельница и корчма.
В 1918-1920 годах в местном костеле ксендзом служил Язэп Германович, известный как поэт Винцук Адважны.
При подготовке материала были использованы следующие источники: 1. https://www.radzima.org/ru/object/1748.html
2. https://volkovysknews.by/kultura/4658-malaya-lapenicza-polovinka-istorii
!function(){var t=document.createElement(«script»);t.type=»text/javascript»,t.async=!0,t.src=»https://vk.com/js/api/openapi.js?169″,t.onload=function(){VK.Retargeting.Init(«VK-RTRG-965361-4n6jr»),VK.Retargeting.Hit()},document.head.appendChild(t)}();